ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК

создание учебного ресурса

Структура


Планирование Проектирование Структура Создание Размещение узла

Домашняя
Строим
Библиотека
Ссылки
Копилка
Обратная связь
Карта сайта
 

Пришла пора поговорить о том, что должно быть включено в учебный ресурс - т.е. об обязательных, достаточных и возможных элементах ресурса. Рассмотрим "скелет" сайта и его наполнение.

Структуру учебного сайта нужно рассматривать с двух сторон:

  1.  с учебно-методической точки зрения (учебно-методическая структура);

  2.  с точки зрения организации набора элементов веб-сайта, связанных функционально в единый информационный ресурс (физическая структура).

1. Учебно-методическая структура

Сетевой учебно-методический информационный комплекс (СУМИК) [3] представляет собой дидактический, программный  и технический интерактивный комплекс для обучения преимущественно в среде Интернет/Интранет. С помощью СУМИК можно, в принципе достаточно эффективно организовать весь дидактический цикл по изучению дисциплины, включающий в себя виртуальные лекции, практические занятия, экзамены и т.д. В идеале СУМИК должен обеспечивать все традиционные виды (организационные формы) занятий в вузе (лекции, семинары, практические занятия), НИР, самоподготовку, курсовое и дипломное проектирование, зачеты и экзамены, а также нетрадиционные (например, метод проектов).

По дидактическим целям они могут обеспечивать:

  •  формирование знаний;

  •  сообщение сведений;

  •  формирование умений;

  •  закрепление знаний;

  •  контроль усвоения;

  •  обобщение;

  •  совершенствование умений.

Исходя из вышесказанного типовая структура СУМИК включает в себя [1]:

  •  Инструктивный блок - описывает цели и задачи курса и организационные стороны его изучения;

  •  Информационный блок:

    • Наименование курса;

    • Сведения об авторе (-ах);

    • учебная программа (в части списка содержания тем курса);

    • Руководство по изучению дисциплины;

    • Содержательная часть (учебная информация, разбитая на блоки);

    • Тесты (итоговые);

    • Список используемых сокращений и аббревиатур;

    • Глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в дисциплине);

    • Хрестоматия (полные или сокращенные тексты литературных источников по тематике дисциплины).

  •  Коммуникативный блок - обеспечивает дидактическое общение, посредством текстового обмена (с помощью электронной почты, телеконференций, форумов, чатов;

  •  Контрольный блок - обеспечивает проверку хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Содержательная часть блока состоит из промежуточных и итоговых тестов

По мнению К.Г. Кречетникова [2] типовая обучающая программа должна включать следующие основные блоки

1.   Мотивационный блок (МБ) - побуждает интерес к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению основного содержания.

2.   Блок входного контроля (БВК) - позволяет на основе заданий в тестовой форме определить начальный уровень знаний обучаемого, выдаёт необходимую информацию для адаптивного блока и блока итогового контроля.

3.   Адаптивный блок (ЛБ) - обеспечивает индивидуализацию обучения, оптимальный уровень трудности и наиболее эффективный процесс усвоения учебного материала.

4.   Ситуационный блок (СЦБ) ~ позволяет усилить действия мотивационного блока путём показа актуальности приобретённых знаний, умений и навыков в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях.

5.   Информационный блок (ИБ) - содержит основной учебный материал, являющийся совокупностью когнитивной (несущей знания) и управляющей информации; управляющая информация позволяет дидактически обработать знания, представить их в форме, наиболее благоприятной дли изучения

6.   Расширяющий блок (РБ) - дополняет, углубляет и конкретизирует учебный материал информационного блока, разъясняет более подробно, с помощью примеров наиболее трудные для понимания положения, данный блок может включать гиперссылки на релевантные адреса сети Интернет; материал данного блока не входит в обязательный минимум для изучения.

7.  Проблемный блок (ПБ) - призван пробуждать мыслительный процесс, подталкивая обучающихся к творческой деятельности.

8.   Блок самоконтроля и промежуточного контроля (БСК и ПК) — обеспечивает проверку знаний с помощью заданий в тестовой форме, выдаёт данные для адаптивного блока, управляющего ходом дальнейшего обучения.

9.   Блок внутренней обратной связи (БВОС)  - обеспечивает интерактивность программы; пользователь с помощью данного блока получает информацию о правильности или неправильное™ своих действий; объяснение причин ошибок; дополнительные сведения по неусвоенным вопросам.

10.Блок итогового контроля (БИК) ~ оценивает результаты работы пользователя с обучающей программой, выдаёт приращение уровня обученности, сравнивания результаты итогового и входного контроля.

Специальное обучающее программное обеспечение, предназначенное для строго определённых целей, может дополнительно иметь такие блоки, как:

1.   Блок компьютерных дедовых игр (БКДИ) — представляет собой систему ролевых функций и установок для моделирования возможных взаимоотношений, характерных для определённой профессиональной деятельности.

2.   Заданный блок (ЗБ) — содержит многоуровневый "банк" задач и упражнений по изучаемой теме; программа должна предусматривать по возможности несколько различных вариантов решения одной и той же задачи.

3.   Тренирующий или тренажерный блок (ТБ) — на основе полученных знаний обеспечивает формирование умений и навыков, необходимых для повседневной практической деятельности по избранной специальности.

4.   Дискуссионный блок (ДБ) — содержит средства, обеспечивающие организацию и интерфейс взаимодействия между обучающимися при проведении дискуссий, видео-и телеконференций в режиме реального времени.

5.   Состязательный блок (СБ) — обеспечивает мониторинг при проведении различных форм соревнований между обучающимися, отражение динамики игрового процесса, результатов действий всех участников, общей ситуации.

2. Физическая структура сайта

Одним из главных слагаемых успеха сайта является правильная организация его структуры, на которую влияет его назначение и содержание. От нее зависит не только удобство навигации, но и легкость его пополнения, добавления разделов.

Угадывание URL документа сайта, на котором вы никогда не были, дело сложное и зачастую ненужное, но все же лучше иметь логичную физическую структуру сайта, чтобы человек, однажды у вас побывавший, смог потом легко вспомнить путь, по которому адресу лежит нужный ему документ.

Базовые структуры

Плоская структура

имеется головной документ (домашняя страница), который имеет ссылки на все остальные документы сайта. Зачастую в этих документах также есть ссылки на все остальные документы сайта, включая головной.

Такую структуру имеют многие домашние страницы и корпоративные узлы "визитки". Под узлом "визиткой" подразумевается некий сайт имеющий типичные страницы: "о компании", "наши услуги", "как с нами связаться", "наши партнеры", "наши клиенты". Из вышесказанного ясно, что такая структура имеет смысл для сайта, насчитывающего не более 5-9 документов.

Линейная структура

 Эту структуру также называют последовательной. Она представляет собой серию последовательно связанных документов, в каждом из которых имеются только ссылки вперед (дальше) и назад.

Эта структура используется очень редко и подходит для простых презентаций и определенных видов учебников. Ее использование оправдано тогда, когда смысл документа в середине цепочки не ясен или его получение не желательно без предыдущих документов.

Конечно же линейная структура имеет смысл тогда, когда ваш посетитель может пройти ее до конца за достаточно короткий промежуток времени. Иначе ему не захочется пролистывать все сначала, если ему придется оторваться от вашего сайта.

Древовидная структура

Такая структура полностью повторяет физическую структуру сайта, соответствующую файловой структуре дерева документов. Она служит базой для организации сложной структуры практически всех крупных узлов.

 

Комбинированная структура

Подавляющее большинство крупных сайтов, будь то каталог, корпоративный сайт или информационный сайт имеют следующую структуру:

На верхнем уровне организуется плоская структура документов. В нее входит домашняя страница, а также в зависимости от направленности сайта группа вспомогательных документов и/или индексы разделов. А из этих разделов или прямо из домашней страницы свисают "гроздья" документов древовидных структур, часто имеющих ссылки только на своих прямых и прародителей. Листьями этих деревьев могут быть отдельные документы, плоские или линейные структуры.

 


Структура системы координат


Структура сети (паутина)

ПРИМЕР. Просмотреть, какую структуру имеет наш сайт можно на странице Карта сайта

Прежде чем решать, какую структуру должен иметь ваш сайт, необходимо детально разобраться не только в том, что будет на вашем узле после его создания, но и рассмотреть все возможные и невозможные сценарии развития вашего сайта на несколько лет вперед. Недооценка возможностей развития сайта часто приводит к необходимости его полной реструктуризации в будущем, что не только является адским трудом, но и сводит на нет все ваши усилия по раскрутке сайта - его регистрации в поисковых системах, каталогах, обмене ссылками и т.д.

Наполнение структуры

К обязательным элементам сайта относятся: панель навигации, заголовок страницы, авторская строка.

Навигация по сайту

Навигация по сайту - это тот механизм, который позволяет посетителю найти то, что вы хотите ему показать. Именно удобная навигация, а не красивые картинки, заставляет посетителей возвращаться на ваш сайт, так как они знают, что с легкостью найдут необходимый материал.

Принципы построения системы навигации

Навигация сайта подразделяется на две части - глобальную и местную.

Система навигации не должна отягощать страницу, не должна отвлекать от ее содержимого, но должна быть легко доступна. Если у вас большие документы, то целесообразно помещать ее внизу, что позволит посетителю по окончании чтения или просмотра перейти в следующее интересующее его место, а не проматывать весь документ обратно в начало. Можно также поместить элементы глобальной навигации наверху, вдруг посетитель попал не туда, куда надо.

Целесообразно элементы локальной навигации визуально отделять от элементов глобальной, но так, чтобы они в то же время выглядели, как единое целое.

Совсем не стоит дублировать стандартную кнопку браузера "Назад" за исключением особых случаев, и уж ни в коем случае не называйте так этот элемент - мало ли как посетитель попал на эту страницу.

Не делайте ссылку на домашнюю страницу в виде логотипа - хоть это и очень распространено, это неправильно. Нарисуйте домик, сделайте кнопку "домой", или придумайте что-нибудь оригинальное.

Очень часто забывают об одном очень важном элементе навигации - контекстных ссылках. Это ссылки, которые встречаются прямо внутри текста и поясняют некий термин или фразу. С другой стороны не следует утяжелять документ чрезмерным количеством контекстных ссылок - вы можете отвлечь посетителя от этой страницы, и он так и не прочитает документ до конца. И конечно же, если вы не хотите потерять посетителя, не делайте контекстных ссылок на документы других серверов, если это не продиктовано действительной необходимостью. Не забывайте, что такие ссылки - дополнительное средство навигации по вашему сайту.

Далее рассмотрим достаточные и возможные компоненты.

Создание сайта производится, исходя из технического задания и может включать в себя в зависимости от задач и необходимости организации такие функциональные элементы как:

Поиск по сайту - если сайт очень большой, то ему просто необходим модуль поиска. Посетитель вводит слово или часть его, которое интересует его на сайте и, подав запрос, получает   в результате список страниц, на которых встречается запрошенное слово.

Система регистрации пользователей - данный модуль является служебным для работы тех модулей, где необходима информация о посетителях:  блок обратной связи, удаленное обновление информации на сайте и др. В данном модуле пользователь оставляет информацию о себе, регистрируется и может получать доступ к закрытым для других посетителей сайта страницам с важной информацией. В последствии зарегистрированный пользователь вводит только присвоенный ему логин (ключевое имя) и пароль. Каждому зарегистрированному посетителю сайта администратор может присвоить определенный статус: администратор, зарегистрированный пользователь, партнер и т.д. В зависимости от статуса, пользователю может быть предложена разная информация.

Элемент объявлений - привлекает и удерживает вашу целевую аудиторию. Посетители вводят свои предложения, как правило, по теме совпадающие с тематикой вашего сайта. Посетитель этого блока обязательно вернется на сайт, чтобы посмотреть, нет ли новых интересных объявлений или разместить объявление еще раз.

Система почтовой рассылки - позволяет посетителям: студентам или коллегам своевременно периодично получать информацию: новости, задания, результаты и т.д. Посетив этот модуль, они в форме запроса подписки на рассылку вводят свой e-mail адрес. Адрес запоминается системой и далее при рассылке вашей информации подписчикам сообщение по данному адресу отправляется автоматически.

Обратная связь - очень помогает организовать удаленный диалог с посетителями сайта, которые оставляют свои сообщения, вопросы, комментарии и т.д.

Форум или конференция - где посетители знакомятся друг с другом и обмениваются сообщениями по теме сайта. Служит для удержания целевой аудитории на сайте.

Блок новостей - этот модуль позволяет Вам самим управлять новостями на сайте или публиковать интересную и важную учебную, научную информацию или смежных с ними тем: добавлять, изменять, удалять. Новость состоит из заголовка, фотографии ли изображения и тела новости.

Элемент часто задаваемых вопросов -  Вы систематизируете те вопросы, которые задают Ваши студенты, выбираете 10-20 наиболее часто задаваемых и публикуете на сайте ответы на них. Посетители сайта уже будут знать ответы на эти вопросы и, возможно, не будут лишний раз задавать их, например, на форуме.


Источники:

  1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Новый курс). - М.: МЭСИ, 2002

  2. Кречетников К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения информационных технологий обучения. - М.: Госкоорцентр, 2001

  3. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: МГИУ, 2003. - 508 с.

Может быть полезно:

  1. Веб-студия ПланетаВеб.

    http://www.planetaweb.ru/construction/index_sub.php?id_article=33&id_page=1

  2. Cherry News. Выпуск №8. Файловая структура сайта.

    http://www.cherry-design.ru/news/issue.php?id=8

 

 

 

наверх

Домашняя | Планирование | Проектирование | Структура | Создание | Размещение узла

По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу rspu@rspu.edu.ru


© КЛ ЛИ РГПУ, 2005-2006. Все права защищены.
Последнее изменение: 13.09.2006.

 

Hosted by uCoz